Воскресенье, 24.11.2024, 08:05
Приветствую Вас Гость | RSS

  В деревне у Лешего

Каталог статей

Главная » Статьи » ПОРТФОЛИО - О. В. АНАНЬЕВА » СТУДЕНТАМ - ТОЛЬКО НА 5+

Контрольная работа по методике и технологии работы социального педагога

Министерство общего профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное  образовательное учреждение среднего           профессионального (педагогического) образования

СЕВЕРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Домашняя контрольная работа по методике и технологии работы социального педагога.

Выполнила: Ананьева О.В

Студентка 51 группы

заочного отделения

специальность 0314

«Социальная педагогика»

Преподаватель:

Федоровская А.Д

 

Серов  2012

ПЛАН.

1. Охарактеризуйте процесс целеполагания социально-педагогической деятельности…………………………………стр 3-4

2. Разработайте схему иллюстрирующую метод целей……..стр 5

3. Охарактеризуйте понятие « социально - педагогическая технология»…………………………………………………….стр 6-9

4. Опишите основные этапы технологического цикла социально педагогической деятельности………………………………стр 10-12

5. Список литературы…………………………………………..стр 13

3

1.Охарактеризуйте процесс целеполагания социально-педагогической деятельности.

 Цель социально-педагогической деятельности – ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога – это оказание подопечному социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

    В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае можно говорить о процессе целеполагания. В педагогической науке целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:

- выдвижение и обоснование целей;

- определение путей их достижения;

- проектирование ожидаемого результата.

    Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:

· диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического процесса);

· реалистичность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации);

· преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе социально-педагогической деятельности);

· результативность (контроль результатов достижения цели);

 · идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми участниками социально-педагогического процесса).

4

     На практике социальному педагогу чаще всего приходится решать проблемы органичного сочетания индивидуальных целей подопечного и групповых целей его ближайшего окружения; согласованности целей при организации взаимодействия детей, родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном этапе работы.

    Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено следующими этапами:

· диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;

· моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;

· организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;

· уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;

· составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.

     Таким образом, целеполагание в профессиональной деятельности – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы.

    Одна из реальных практических проблем, встающих перед социальным педагогом, - определение не только целей, но и задач профессиональной деятельности.

5

2. Разработайте схему иллюстрирующую метод целей.

  Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:

· определение цели и задач деятельности;

· определение субъекта и объекта деятельности;

· определение содержания деятельности;

· выбор методов и технологий работы;

· выбор форм деятельности;

· реализация намеченного плана деятельности;

· корректировка деятельности;

· анализ результатов.

6

3.Охарактеризуйте понятие « социально - педагогическая технология».

   Социально-педагогическая технология – один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной социально-педагогической цели.

   В какой мере можно сегодня говорить о технологизации социально-педагогической деятельности? Специалисты не пришли к единому мнению. Так, Л.Е. Никитина считает, что в отношении социального педагога пока можно говорить лишь о комплексе используемых методов и приемов в совокупном профессиональном опыте. Применительно к деятельности социального работника подходы технологизации в мировой практике разработаны в большей степени, чем для педагога, но социальный педагог прежде всего педагог, а лишь затем социальный работник. Для социального педагога актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы.

Л.В. Мардахаев полагает, что в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить:

- Социально-педагогическую цель (к чему стремиться, чего следует добиваться);

- Условия ее реализации;

- Особенности и возможности объекта;

- Особенности места реализации;

- Возможности по времени для реализации цели;

- Особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности.

7

   На этой основе подбирается либо одна из имеющихся технологий, либо моделируется новая, специальная технология для данного случая. Таким образом, технологизация социальных процессов, в том числе социально-педагогических, объективно неизбежна. Вместе с тем очевидно, что невозможно технологизировать всю социально-педагогическую деятельность. Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации. Например, деятельность по охране прав ребенка в большинстве случаев построена на заранее разработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа в "открытой" среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и она не лишена некоторого технологического подкрепления (типовые технологии общения, преодоления межличностных конфликтов и т.п.). Скорее можно говорить о необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной ситуации с учетом неповторимости объектов, уникальности их характеристик, обязательности индивидуального целеполагания.

   Реализация социально-педагогической технологии представляет собой определенный процесс деятельности. Слово процесс (от лат. processus) означает "прохождение, продвижение". В научном плане под процессом понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение. Выбор социально-педагогической технологии представляет собою последовательный процесс деятельности социального педагога, направленный на отбор одной из них, позволяющей обеспечить достижение наиболее оптимального варианта решения.

  По своей сущности процесс реализации социально-педагогической технологии – это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.

  По содержанию процесс реализации социально-педагогической технологии проявляется в его структурных компонентах, каждый из которых выполняет определенное функциональное назначение и качественно-количественное решение.

8

   Субъект – это либо подготовленный специалист (социальный педагог), либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа), либо человек по отношению к саморазвитию, самовоспитанию. Позиция субъекта в социально-педагогической работе во многом определяется его подготовкой, социальным опытом, мотивацией. В общественном плане эта позиция в значительной степени характеризуется как бы социальным заказом в данном обществе. Другими словами, ориентиром для социального педагога выступает тот социальный опыт, который он приобрел, усвоенные им и признанные в обществе социальные ценности, национальная культура. Общество, нация, государство, в котором он рос и воспитывался, ориентируют субъекта в направленности его предстоящей социально-педагогической деятельности.

  Для социально-педагогического учреждения социальным заказом выступает его основное значение. На выполнение этого заказа государство выделяет материальные средства и осуществляет контроль за деятельностью по его выполнению. Для социального педагога учреждения социальным заказом являются его должностные (функциональные) обязанности. Они определяют его предназначение как должностного лица по отношению к клиенту: что, как и в каком объеме он должен уметь обеспечить своей профессиональной деятельностью. В должностных обязанностях отражаются основные цели, задачи и содержание профессиональной деятельности специалиста (социального педагога). Однако следует подчеркнуть, что реализация социального заказа осуществляется не просто специалистом, а человеком, наделенным индивидуальной самобытностью, своеобразием восприятия и понимания явлений окружающей жизни и своей роли в ней, накопленным жизненным опытом и опытом профессиональной деятельности. Этим обусловлен субъективизм в понимании сущности и содержания социального заказа, своего места, роли и содержания самой профессиональной деятельности. Социальный педагог не только субъективно уясняет требования социального заказа, но и своеобразно реализует их в социально-педагогической работе. Не случайно на практике мы наблюдаем, что требования к специалистам одного и того же учреждения бывают одни, а результаты их деятельности – различны.

   Вторым основным, ведущим компонентом, определяющим содержание и направленность социально-педагогического процесса реализации технологии, выступает ее объект. А поскольку объектом также является

9

 человек, ему тоже присущи индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к субъекту этого процесса, самостоятельному решению своих социальных проблем, своему социальному самосовершенствованию.

Социально-педагогическая технология, выбранная для реализации в конкретной ситуации, ориентирована на достижение определенной (прогнозируемой) цели. Каждая цель нуждается в решении определенного круга задач и предполагает конкретное содержание социально-педагогической деятельности по ее достижению.

10

4.Опишите основные этапы технологического цикла социально педагогической деятельности

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В технологиях социального типа он не столь жестко задан, отдельные его этапы могут повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо опускаться. Алгоритм обеспечивает повторяемость, тиражируемость технологии.

В работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности социального педагога. Представим обобщенный вариант:

1.      Диагностический этап.

А. Анализ исходной ситуации:

а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;

б) определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог;

в) выявление причин, ее породивших;

г) постановка проблемы;

д) определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. ее актуальности для него;

е) готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.

Б. Постановка задачи социально-педагогической защиты (проектирование).

2.  Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы для ребенка.

3.  Совместное проектирование решения трудной ситуации.

4.  Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные).

5.   Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.

11

6.      Анализ результатов выхода из проблемы.

7.      Оценка собственной деятельности.

8.         Последствия – формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление подобных проблем.

9.      Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.

Л.В. Мардахаевым, научным коллективом под руководством И.Г. Зайнышева были разработаны замкнутые циклы технологического процесса социально-педагогической и социальной деятельности, включающие определенные этапы и операции.

Вариант Л.В. Мардахаева предполагает пять взаимосвязанных этапов:

1)      диагностико-прогностический;

2)      этап выбора (разработки) оптимальной технологии;

3)      этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;

4)      реализационный;

5)      экспертно-оценночный.

В разработке научного коллектива под руководством И.Г. Зайнышева также выделено пять этапов технологической деятельности:

Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения факторов, обусловивших ее возникновение. Организатор социальной деятельности настраивается на ее решение, мобилизирует свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действительности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной социальной проблемы. При этом критерии успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.

Этап целеполагания. На этом этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор средств и способов ее достижения,

12

определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.

Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.

Процедурно-организационный этап. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной деятельности.

Контрольно-аналитический этап. Это завершающий этап технологического цикла, на котором анализируются итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков.

13

Список литературы.

1.Мардахаев Л.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М., 2002.

2.Наумова Н.Ф. Целеполагание как системный процесс. – М., 1982.

3.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.

4.Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.

5.Социальная педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2000.

6.Социальные технологии: Толковый словарь. – М., 1995.

7.Технология социальной работы: Учеб. / Под общ. Ред. Проф. Е.И. Холостовой – М., 2001.

8.Технология социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М., 2000.

9.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М., 2002.

10.Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2001.

 

Категория: СТУДЕНТАМ - ТОЛЬКО НА 5+ | Добавил: Леший (12.12.2013) | Автор: О. В. Ананьева
Просмотров: 6417 | Теги: студентам на 5+, социального, методика, контрольная, технология, педагога | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Категории раздела
СТУДЕНТАМ - ТОЛЬКО НА 5+ [5]
Шпаргалки для студента: работы - контрольные, курсовые, дипломные, рефераты и ВКР.
Рабочие программы по физ. культуре и другие. [18]
Рабочие программы по физ. культуры учителя О. В. Ананьевой
Спонсоры
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0