Министерство общего профессионального образования
Свердловской области
Государственное бюджетное
образовательное учреждение среднего профессионального (педагогического)
образования
СЕВЕРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Домашняя контрольная работа по методике
и технологии работы социального педагога.
Выполнила:
Ананьева О.В
Студентка
51 группы
заочного
отделения
специальность
0314
«Социальная
педагогика»
Преподаватель:
Федоровская
А.Д
Серов 2012
ПЛАН.
1. Охарактеризуйте процесс целеполагания социально-педагогической
деятельности…………………………………стр 3-4
2. Разработайте
схему иллюстрирующую метод целей……..стр 5
3. Охарактеризуйте
понятие « социально - педагогическая технология»…………………………………………………….стр 6-9
4. Опишите
основные этапы технологического цикла социально педагогической
деятельности………………………………стр 10-12
5. Список
литературы…………………………………………..стр 13
3
1.Охарактеризуйте процесс целеполагания
социально-педагогической деятельности.
Цель социально-педагогической деятельности –
ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли
в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной
системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной
деятельности социального педагога – это оказание подопечному
социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для
личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.
В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она
определяется, вырабатывается. В этом случае можно говорить о процессе
целеполагания. В педагогической науке целеполагание характеризуется как
трехкомпонентное образование, включающее в себя:
-
выдвижение и обоснование целей;
-
определение путей их достижения;
-
проектирование ожидаемого результата.
Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:
·
диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе
постоянного изучения потребностей и возможностей участников
социально-педагогического процесса);
·
реалистичность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной
ситуации);
·
преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе
социально-педагогической деятельности);
·
результативность (контроль результатов достижения цели);
·
идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми
участниками социально-педагогического процесса).
4
На практике социальному педагогу чаще всего приходится решать проблемы
органичного сочетания индивидуальных целей подопечного и групповых целей его
ближайшего окружения; согласованности целей при организации взаимодействия
детей, родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном
этапе работы.
Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено
следующими этапами:
·
диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники
социально-педагогического процесса;
·
моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;
·
организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов
различного профиля, детей, родителей;
·
уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой
информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;
·
составление программы социально-педагогических действий по достижению целей,
определение способов (путей) ее реализации.
Таким образом, целеполагание в
профессиональной деятельности – это многоуровневый мыслительный процесс,
включающий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий
явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической
работы.
Одна из реальных практических проблем, встающих перед социальным педагогом, -
определение не только целей, но и задач профессиональной деятельности.
5
2. Разработайте схему иллюстрирующую метод
целей.
Как и
любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет
определенную структуру. Основными ее компонентами являются:
·
определение цели и задач деятельности;
·
определение субъекта и объекта деятельности;
·
определение содержания деятельности;
·
выбор методов и технологий работы;
·
выбор форм деятельности;
·
реализация намеченного плана деятельности;
·
корректировка деятельности;
·
анализ результатов.
6
3.Охарактеризуйте понятие « социально -
педагогическая технология».
Социально-педагогическая
технология – один из сложившихся на основе
предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения
определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Она может
рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств
социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного
результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности,
направленная на достижение определенной социально-педагогической цели.
В какой мере можно сегодня говорить о
технологизации социально-педагогической деятельности? Специалисты не пришли к
единому мнению. Так, Л.Е. Никитина считает, что в отношении социального
педагога пока можно говорить лишь о комплексе используемых методов и приемов в
совокупном профессиональном опыте. Применительно к деятельности социального работника
подходы технологизации в мировой практике разработаны в большей степени, чем
для педагога, но социальный педагог прежде всего педагог, а лишь затем
социальный работник. Для социального педагога актуальны традиционные методы
воспитания и воспитательной работы.
Л.В.
Мардахаев полагает, что в каждой конкретной ситуации социальному педагогу
необходимо уяснить:
- Социально-педагогическую
цель (к чему стремиться, чего следует добиваться);
- Условия
ее реализации;
- Особенности
и возможности объекта;
- Особенности
места реализации;
- Возможности
по времени для реализации цели;
- Особенности
субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности.
7
На этой основе подбирается либо одна из
имеющихся технологий, либо моделируется новая, специальная технология для
данного случая. Таким образом, технологизация социальных процессов, в том числе
социально-педагогических, объективно неизбежна. Вместе с тем очевидно, что
невозможно технологизировать всю социально-педагогическую деятельность.
Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются
технологизации. Например, деятельность по охране прав ребенка в большинстве
случаев построена на заранее разработанных технологиях, значительная часть
которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа в "открытой"
среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и она не
лишена некоторого технологического подкрепления (типовые технологии общения,
преодоления межличностных конфликтов и т.п.). Скорее можно говорить о
необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной
ситуации с учетом неповторимости объектов, уникальности их характеристик,
обязательности индивидуального целеполагания.
Реализация социально-педагогической
технологии представляет собой определенный процесс деятельности. Слово процесс
(от лат. processus) означает "прохождение, продвижение". В научном
плане под процессом понимается последовательная смена состояний, тесная связь
закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих
непрерывное единое движение. Выбор социально-педагогической технологии
представляет собою последовательный процесс деятельности социального педагога,
направленный на отбор одной из них, позволяющей обеспечить достижение наиболее
оптимального варианта решения.
По своей сущности процесс реализации
социально-педагогической технологии – это целенаправленная последовательность
действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное
достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии
(коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении
умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке
объекта.
По содержанию процесс реализации
социально-педагогической технологии проявляется в его структурных компонентах,
каждый из которых выполняет определенное функциональное назначение и
качественно-количественное решение.
8
Субъект – это либо подготовленный специалист
(социальный педагог), либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа), либо
человек по отношению к саморазвитию, самовоспитанию. Позиция субъекта в
социально-педагогической работе во многом определяется его подготовкой,
социальным опытом, мотивацией. В общественном плане эта позиция в значительной
степени характеризуется как бы социальным заказом в данном обществе. Другими
словами, ориентиром для социального педагога выступает тот социальный опыт,
который он приобрел, усвоенные им и признанные в обществе социальные ценности,
национальная культура. Общество, нация, государство, в котором он рос и
воспитывался, ориентируют субъекта в направленности его предстоящей
социально-педагогической деятельности.
Для социально-педагогического учреждения
социальным заказом выступает его основное значение. На выполнение этого заказа
государство выделяет материальные средства и осуществляет контроль за
деятельностью по его выполнению. Для социального педагога учреждения социальным
заказом являются его должностные (функциональные) обязанности. Они определяют
его предназначение как должностного лица по отношению к клиенту: что, как и в
каком объеме он должен уметь обеспечить своей профессиональной деятельностью. В
должностных обязанностях отражаются основные цели, задачи и содержание
профессиональной деятельности специалиста (социального педагога). Однако
следует подчеркнуть, что реализация социального заказа осуществляется не просто
специалистом, а человеком, наделенным индивидуальной самобытностью,
своеобразием восприятия и понимания явлений окружающей жизни и своей роли в
ней, накопленным жизненным опытом и опытом профессиональной деятельности. Этим
обусловлен субъективизм в понимании сущности и содержания социального заказа,
своего места, роли и содержания самой профессиональной деятельности. Социальный
педагог не только субъективно уясняет требования социального заказа, но и
своеобразно реализует их в социально-педагогической работе. Не случайно на
практике мы наблюдаем, что требования к специалистам одного и того же учреждения
бывают одни, а результаты их деятельности – различны.
Вторым основным, ведущим компонентом,
определяющим содержание и направленность социально-педагогического процесса
реализации технологии, выступает ее объект. А поскольку объектом также является
9
человек, ему тоже присущи индивидуальные
особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к субъекту этого
процесса, самостоятельному решению своих социальных проблем, своему социальному
самосовершенствованию.
Социально-педагогическая
технология, выбранная для реализации в конкретной ситуации, ориентирована на
достижение определенной (прогнозируемой) цели. Каждая цель нуждается в решении
определенного круга задач и предполагает конкретное содержание
социально-педагогической деятельности по ее достижению.
10
4.Опишите основные этапы технологического
цикла социально педагогической деятельности
Основу
технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В
технологиях социального типа он не столь жестко задан, отдельные его этапы
могут повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо опускаться. Алгоритм
обеспечивает повторяемость, тиражируемость технологии.
В
работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой
алгоритм деятельности социального педагога. Представим обобщенный вариант:
1.
Диагностический этап.
А.
Анализ исходной ситуации:
а)
определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;
б)
определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать
социальный педагог;
в)
выявление причин, ее породивших;
г)
постановка проблемы;
д)
определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. ее
актуальности для него;
е)
готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.
Б.
Постановка задачи социально-педагогической защиты (проектирование).
2. Оказание
помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание
условий для актуализации проблемы для ребенка.
3.
Совместное проектирование решения трудной ситуации.
4. Определение
способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные,
опосредованные).
5. Помощь
ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для
поиска им этих способов.
11
6.
Анализ результатов выхода из проблемы.
7.
Оценка собственной деятельности.
8.
Последствия – формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление
подобных проблем.
9.
Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.
Л.В.
Мардахаевым, научным коллективом под руководством И.Г. Зайнышева были
разработаны замкнутые циклы технологического процесса социально-педагогической
и социальной деятельности, включающие определенные этапы и операции.
Вариант
Л.В. Мардахаева предполагает пять взаимосвязанных этапов:
1)
диагностико-прогностический;
2)
этап выбора (разработки) оптимальной технологии;
3)
этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;
4)
реализационный;
5)
экспертно-оценночный.
В
разработке научного коллектива под руководством И.Г. Зайнышева также выделено
пять этапов технологической деятельности:
Предварительный
этап. На этом этапе осуществляются
операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения факторов,
обусловивших ее возникновение. Организатор социальной деятельности настраивается
на ее решение, мобилизирует свой интеллектуальный, морально-психологический и
профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действительности и
эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной социальной
проблемы. При этом критерии успеха действий социальных служб и специалистов
могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач
социальной работы.
Этап
целеполагания. На этом этапе происходит
первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и
организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор средств и способов ее
достижения,
12
определяет
направления поиска дополнительных источников информации об условиях и
социальной среде жизнедеятельности клиентов.
Этап
обработки информации. На этом
этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников
информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы,
вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу
для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения
содержания, организационных форм и методов социальной работы.
Процедурно-организационный
этап. На этом этапе осуществляется
последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия
конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и
соизмерение результатов с критериями успешности социальной деятельности.
Контрольно-аналитический
этап. Это завершающий этап
технологического цикла, на котором анализируются итоги деятельности
специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач
социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков.
13
Список литературы.
1.Мардахаев
Л.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М., 2002.
2.Наумова
Н.Ф. Целеполагание как системный процесс. – М., 1982.
3.Овчарова
Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.
4.Социальная
педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
5.Социальная
педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2000.
6.Социальные
технологии: Толковый словарь. – М., 1995.
7.Технология
социальной работы: Учеб. / Под общ. Ред. Проф. Е.И. Холостовой – М., 2001.
8.Технология
социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М., 2000.
9.Шакурова
М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для
студентов высш. пед. учеб. заведений. – М., 2002.
10.Шептенко
П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.,
2001.
|