Раздел IV. Тактическая подготовка
Хорошо подготовленные игроки, владеющие
современной техникой, не всегда могут победить противников. Успех в достижении
победы определяется умением вести борьбу на спортивном поле, правильно
используя технику и свои физические возможности. Для этого необходима
тактическая подготовка, позволяющая предвидеть пути борьбы с противником и
наиболее эффектное использование средств.
Тактическая подготовка предусматривает
овладение тактикой индивидуальных, групповых и командных действий. Командные
действия воплощаются в единый план, посредством системы игры. В основе её лежит
определённый принцип, позволяющий организовать усилия всех игроков. Общий план
решается групповыми взаимодействиями, а в каждом конкретном случае -
индивидуальными действиями (отдельными игроками).
Избранная система не лишает игроков
творческой активности, а направляет её, определяет характер действий в
соответствии с общим планом. Успех нападения и защиты возможен только в том
случае, если команда организует свои действия в соответствии с уровнем
технической и физической подготовленности. Разнообразная тактика современной
игры позволяет, при соответствующей подготовке игроков, вести борьбу гибко,
изменяя её формы и характер.
Тактическая подготовка юных баскетболистов
включает:
- развитие способности оценивать изменяющуюся
ситуацию, ориентироваться в ней и быстро применять любой технический приём или
игровое действие;
- овладение вариантами взаимодействий двух и
трёх игроков, характерными для тактических систем игры;
- овладение тактическими комбинациями в
определённые моменты игры (начало игры с центра). Введение мяча в игру (из-за
боковой и лицевой линии).
- освоение системы игры и типичных для них
комбинаций;
- умение переключаться с одой системы игры на
другую систему.
Тактические действия делятся на командные
действия в нападении и в защите.
Тактика нападения.
Команда, овладевшая мячом, становится
нападающей. Нападение это основная функция команды в игре. С помощью атакующих
действий команда овладевает инициативой и заставляет соперника принять выгодный
ей тактический план. Главная цель нападающей команды - забросить мяч в кольцо
соперников. Чтобы добиться этого за 24 сек. необходимо использовать
организованные, заранее продуманные и хорошо подготовленные тактические ходы,
рассчитанные на приближение мяча к щиту соперника, создание благоприятных
условий для завершающей атаки, на непосредственное проведение этой атаки и
обеспечение возможности борьбы за отскок. Тактика нападения даёт возможность
команде в зависимости от конкретного соперника и в различные моменты состязания
выбирать и использовать наиболее целесообразные средства, способы, формы
ведения планомерной атаки.
По своему характеру все действия нападения
подразделяют на индивидуальные и коллективные.
Индивидуальные действия подразделяются на действия игрока без мяча и
действия игрока с мячом. В свою очередь действия игрока без мяча делятся на
выход для получения мяча и выход для отвлечения мяча. А действия игрока с
мячом - на розыгрыш мяча и атаки
корзины.
В соответствии с классификацией тактики
коллективные действия подразделяются на групповые и командные.
Групповые действия включают:
- взаимодействия двух и взаимодействия трех
игроков.
- Взаимодействия двух игроков - передай мяч и
выходи, заслон, наведение, пересечение.
- Взаимодействие трёх игроков - треугольник,
тройка, малая восьмёрка, скрестный выход, сдвоенный заслон, наведение на двух
игроков.
Командные действия делятся на стремительное и
позиционное нападение. Стремительное нападение - это система быстрого прорыва и
система эшелонированного прорыва.
Позиционное нападение - это система нападения
через центрового (1-2-3-х) и система нападения без центрового.
Тактика защиты.
Тактические действия в защите подразделяются
на индивидуальные, групповые и командные действия:
Индивидуальные действия предполагают:
- своевременное переключение от нападения к
защите,
- противодействия игроку без мяча,
стремящемуся получить мяч, а так же игроку с мячом и его попыткам передать,
вести или бросить мяч в корзину.
- Борьба заслоном (выход на вершину заслона,
проскальзывание, обход).
- Выбор места и способа единоборства
защитника.
- Ситуации: 1 защитник - 2 нападающих; 1
защитник - 3 нападающих, и т.д.
Групповые действия это:
- согласованные действия 2-3-4 игроков
команды, в перемещениях по всей площадке или на своей стороне,
-
подстраховка,
- «ловушки»,
- смена игроков.
- Ситуации: 2 защитника - 3 нападающих; 3
защитника - 4 нападающих; 4 защитника - 5 нападающих.
- Взаимодействие двух игроков (подстраховка,
переключение, проскальзывание, групповой отбор мяча).
- Взаимодействие трёх игроков (против тройки,
против малой восьмёрки, против скрестного выхода, против сдвоенного заслона,
против наведения на двух).
Командные действия делятся на
концентрированную и рассредоточенную защиту. Концентрированная защита включает:
- систему личной защиты,
- систему зонной защиты,
- систему смешанной защиты.
Рассредоточенная защита включает:
-
систему личного прессинга,
- систему зонного прессинга,
- систему смешанной защиты.
Теоретические сведения раздела «Тактическая
подготовка».
1. Общие сведения об основных тактических
приёмах и игры в нападении
(индивидуальные и коллективные)
2. Общие сведения об основных тактических
приёмах игры в защите (индивидуальные и коллективные)
Особенности организации обучения в группах
В разделе общефизической подготовки акцент
делается на развитие скоростно-силовых качеств и сложной координации.
В освоении технико-тактических действий, предпочтение отдаётся обучению индивидуальным и групповым
действиям.
Важно научить воспитанников выделять в
двигательном действии закономерности решения задач и уверенно решать их в
стандартных условиях. На данном этапе
происходит ознакомление с основными игровыми ролями (защитник, нападающий,
центровой).
Формы педагогического контроля: тестирование,
наблюдения.
Раздел V. Игровая подготовка
Игровая подготовка включает учебные игры,
спортивные игры, эстафеты. В
тренировочный процесс включаются игры с элементами баскетбола:
- игры для обучения и совершенствования
ведения мяча;
- игры для обучения и совершенствования
передач (ловли) мяча;
- игры для совершенствования бросков мяча в
корзину;
- игры с применением более одного
технического элемента баскетбола.
Формы педагогического контроля: наблюдения.
Раздел VI.
Инструкторская практика.
Инструкторская и судей¬ская практика
приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся осваивают некоторые навыки учебной работы и
навыки судейства соревнований.
По учебной работе учащиеся осваивают следующие навыки и уме¬ния:
1.
Построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
2.
Составить конспект и провести разминку в группе.
3.
Определить и исправить ошибки в выполнении приемов у игроков по команде.
4.
Провести учебное занятие в младших группах под наблюдением педагога.
5.
Составить конспект занятия и провести занятие с группой.
Формы педагогического контроля: наблюдения.
Раздел VII. Соревнования
При подготовке баскетболистов по программе
«Здрайверы» предусматривается проведение соревнований:
1.
Внутригрупповые
Проводятся по общей физической подготовке, по
подвижным и спортивным играм, по учебным играм по баскетболу.
2.
Межгрупповые
Проводятся между группами в виде соревнований
по общей физической подготовке между группами.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу учебного года учащиеся:
1.
Приобретают основы теоретических знаний по всем разделам теоретической
подготовки.
2.
Осваивают основные средства ОФП.
3. Играют по упрощённым правилам в ручной
мяч и футбол.
4.
Осваивают основные приёмы игры в баскетбол (перемещения, ведение мяча,
передачи обманные движения, броски в кольцо различными способами).
5.
Умеют ориентироваться в действиях с партнёрами и соперниками.
6.
Применяют в игровой ситуации изученные способы ведения, передач, бросков мяча.
7.
Осваивают основы коллективной игры (взаимодействие двух и более
игроков).
8.
Ориентируются при розыгрыше
соперниками стандартной ситуации.
9.
Осваивают основы судейской и инструкторской практики.
10.
Участвуют во внутригрупповых и межгрупповых соревнованиях.
11.
Повышается уровень функциональной подготовки.
Педагогический контроль.
Важнейшей функцией управления педагогическим
процессом является контроль, определяющий эффективность учебной работы на всём её протяжении. Применяются следующие
виды и формы контроля:
- предварительный контроль (оценка уровня
развития физических качеств), осуществляется педагогом в форме тестирования
(сентябрь-октябрь)
-
промежуточный контроль (за уровнем освоения основных умений и навыков)
проводится один раз в полугодие в форме тестирования (декабрь)
- итоговая
аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме выполнения контрольных упражнений
(тестирование) по общей физической подготовке, уровню освоения навыков
баскетбола, а также теоретических знаний.
-
текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала, физической
подготовленности и состояния здоровья) осуществляется педагогом в форме
наблюдения в течение всего учебного
года.
•
Теоретическая подготовка
Выявление глубины и прочности полученных
знаний раздела теоретическая подготовка осуществляется по средствам
использования таких методов как опрос,
собеседование, творческое задание,
Формами проведения проверки теоретических
знаний являются: зачётные и экзаменационные формы. Уровень освоения учащимися
теоретических знаний определяется по 5-и бальной системе. Проводится в конце
учебного года.
•
Физическая подготовка.
Контроль эффективности применяемых средств по
общефизической подготовке проводятся контрольными упражнениями. Учащиеся
выполняют следующие контрольные задания:
1.
бег на короткие дистанции (30,60, 100 м);
2.
бег на длинные дистанции (800- 1000,);
3.
сгибание- разгибание рук в упоре лёжа;
4.
подтягивание на высокой перекладине;
5.
поднимание туловища за 1 мин.
•
Техническая подготовка
Техническая подготовленность учащимися проверяется контрольными упражнениями и
систематическими визуальными наблюдениями за качеством выполнения упражнения.
Формой контроля технической подготовленности
баскетбола является педагогическое тестирование, которое проводится в середине
и конце учебного года.
Используются следующие тестовые задания:
промежуточная аттестация (декабрь)
1.
Перемещение 5 х 6 раз (лицом, правым боком, спиной; лицом левым боком,
спиной);
2.
Броски с точек (дистанционные - 20 бросков). Оценивается процент попадания;
3.
Штрафные броски. (16 бросков). Оценивается процент попадания.
итоговая аттестация (май)
1.
Перемещение 5 х 6 раз (лицом, правым боком, спиной; лицом левым боком,
спиной);
2.
Броски с точек (дистанционные - 20 бросков). Оценивается процент попадания;
3. Штрафные броски. (16 бросков). Оценивается
процент попадания;
4.Комплексный тест (скоростное ведение.)
Оценивается время выполнения и количество попаданий.
Тактическая подготовка
Контроль освоения учащимися игровых действий заключается во вынесении
оценочных суждений по выполнению учащимися действий в нападении
и защите с учётом выполнения
игроками тех или иных функций. Контроль
проводится как на учебных занятиях, так и в соревновательной деятельности.
Оценочные суждения выносятся на основании определений умений и навыков использования
учащимися действий с мячом и без мяча в групповых и командных действиях.
Для баскетболистов (8-11 лет) главной
задачей в этом разделе считается:
•
научиться правильно выбирать решение ( бросить в кольцо, делать передачу, вести мяч);
•
правильно занимать место в защите и нападении по отношению к кольцу и
соперникам (держание игрока в треугольнике, закрытая и открытая стойка в
зависимости от нахождения мяча на площадке и нападающего игрока; действия
игроков в быстром прорыве, в раннем и
позиционном нападении);
•
уметь переключаться от игры в защите в игру в нападении и наоборот
(расположение игроков при борьбе за мяч на своём и чужом щите, блокирование
игрока, борьба за отскок, выход на мяч, открывание для получения мяча).
•
уметь взаимодействовать в нападении и защите в разных количественных
соотношениях игроков (2 х 2, 2 х 1, 1 х2; 3 х 3, 3 х 2, 2 х 3, 3 х 1);
•
вбрасывание мяча из-за боковой и лицевой линий (взаимодействие игроков с
помощью заслона и выхода на мяч);
•
уметь взаимодействовать в команде, как в нападении, так и в защите
(позиционное нападение: 3 х 2, 2 х 3, 1 х3 х
1; 2 х 2 х 1; 1 х 2 х 1; 1 х 4)
(защита: личная защита, зонная защита, защита
личным и зонным прессингом, комбинированная защита);
•
умение игроков действовать не стандартно, спонтанно, выбирать решение
•
КПД игрока в соревновательной
деятельности (количество времени проведённого на площадке, перехваты мяча,
потери, подбора на своём и чужом щите,
количество заброшенных мячей, накрывание мяча, результативные передачи).
Методом контроля является метод наблюдения в
результате, которого выносятся оценочные суждения по овладению учащимся
игровыми действиями (тактическими действиями) соответственно возрастной группе
и периоду обучения.
Формой контроля освоения игровых действий
являются внутригрупповые игры, соревнования, товарищеские встречи.
Воспитательная работа.
Личностное развитие детей - одна из основных
задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога
способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в
границах достойной жизни достойного человека.
Специфика воспитательной работы состоит в
том, что педагог может проводить ее во время учебных занятий и дополнительно.
На протяжении всей работы педагог формирует у
занимаю¬щихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность,
доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость,
коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
• личный пример и педагогическое мастерство
тренера;
• высокая организация учебно-тренировочного
процесса,
• атмосфера трудолюбия, взаимопомощи,
творчества;
• дружный коллектив;
• система морального стимулирования;
Условия реализации программы.
Информационное обеспечение: дидактические и
учебные материалы, DVD- записи спортивных праздников НБА (Запад- Восток),
новейшие методические разработки в области баскетбола.
Материально техническое обеспечение:
спортивный зал, спортивная площадка с баскетбольным оборудованием:
- баскетбольные щиты с кольцами - 2 шт;
- баскетбольные мячи - 15 шт;
- скакалки
- 15 шт;
- жгуты, экспандеры - по 4 шт.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. -
М.: Советский спорт. 2011. -100 с.
2.
Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры в
тренировке баскетболистов: Учебно-методическое
пособие. /СПб. ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008г. -62 с.
3. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка
баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р. Яхонтов. 3-е изд., стереотипное: СПБ ГУФК
им. П.Ф.Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. - СПБ., Изд-во Олимп -
СПб, 2007г. - 134 с.
4.
Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. - М.: Агентство «ФАИ»,
1999г. - 224 с.: ил. - (серия «Спорт»)
5.
Вуден Д. Современный баскетбол: пер. с англ. - М.: ФиС, 1999г. - 256 с.
с илл.
6.
Гатмен, Билл. Все о тренировке юного баскетболиста /Билл, Гатмен, Том
Финнеган: пер. с англ., М.: АСТ: Астрель, 2006. - 211, [13] с.: с илл.
7.
Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. 4- издание.
8.
Методическое пособие Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика
обучения. Издательский центр «Академия», 2008 г.
Учебно-тематический план.
№ п\п Наименование
разделов и тем Количество
часов Форма контроля
теория
практика
I Теоретическая
подготовка
1 Физическая
культура и спорт в России 1 Опрос, беседа,
2 Гигиена,
закаливание, режим питания. 1
3 Правила
игры 1
4 Оборудование
и инвентарь 1
Итого
часов 4
Всего
по разделу 4ч
II Общая
физическая подготовка
1 Выносливость
1 1 Тестирование
2 Силовые
способности 1 1
3 Быстрота
1 1
4 Гибкость
1 1
5 Ловкость
1 1
Итого
часов 5 5
Всего
по разделу 10ч
III Техническая
подготовка
1 Техника
защиты 1 2 Тестирование
наблюдения
2 Техника
нападения 1 2
Итого
часов 2 4
Всего
по разделу 6ч
IV Тактическая
подготовка
1 Тактика
защиты 1 3 Тестирование
наблюдения
2 Тактика
нападения 1 3
Итого
часов 2 6
Всего
по разделу 8ч
V Игровая
подготовка
1 Учебная
игра 3
наблюдения
2 Спортивные
игры, эстафеты 1 Соревноват. формы
Итого
часов 4
Всего
по разделу 4ч
VІ Инструкторская
практика 1 наблюдения
Всего
по разделу 1ч
VІІ Соревнования
2
Всего
по разделу 2ч
Итого
часов 13 20
Всего
часов 35
|