Пятница, 29.03.2024, 07:43
Приветствую Вас Гость | RSS

  В деревне у Лешего

Каталог статей

Главная » Статьи » ПОРТФОЛИО - О. В. АНАНЬЕВА » Рабочие программы по физ. культуре и другие.

Программа дополнительного образования по баскетболу детей 8-11 лет. (2 ЧАСТЬ)

Раздел IV. Тактическая подготовка

Хорошо подготовленные игроки, владеющие современной техникой, не всегда могут победить противников. Успех в достижении победы определяется умением вести борьбу на спортивном поле, правильно используя технику и свои физические возможности. Для этого необходима тактическая подготовка, позволяющая предвидеть пути борьбы с противником и наиболее эффектное использование средств.

Тактическая подготовка предусматривает овладение тактикой индивидуальных, групповых и командных действий. Командные действия воплощаются в единый план, посредством системы игры. В основе её лежит определённый принцип, позволяющий организовать усилия всех игроков. Общий план решается групповыми взаимодействиями, а в каждом конкретном случае - индивидуальными действиями (отдельными игроками).

Избранная система не лишает игроков творческой активности, а направляет её, определяет характер действий в соответствии с общим планом. Успех нападения и защиты возможен только в том случае, если команда организует свои действия в соответствии с уровнем технической и физической подготовленности. Разнообразная тактика современной игры позволяет, при соответствующей подготовке игроков, вести борьбу гибко, изменяя её формы и характер.

Тактическая подготовка юных баскетболистов включает:

- развитие способности оценивать изменяющуюся ситуацию, ориентироваться в ней и быстро применять любой технический приём или игровое действие;

- овладение вариантами взаимодействий двух и трёх игроков, характерными для тактических систем игры;

- овладение тактическими комбинациями в определённые моменты игры (начало игры с центра). Введение мяча в игру (из-за боковой и лицевой линии).

- освоение системы игры и типичных для них комбинаций;

- умение переключаться с одой системы игры на другую систему.

Тактические действия делятся на командные действия в нападении и в защите.

 Тактика нападения.

Команда, овладевшая мячом, становится нападающей. Нападение это основная функция команды в игре. С помощью атакующих действий команда овладевает инициативой и заставляет соперника принять выгодный ей тактический план. Главная цель нападающей команды - забросить мяч в кольцо соперников. Чтобы добиться этого за 24 сек. необходимо использовать организованные, заранее продуманные и хорошо подготовленные тактические ходы, рассчитанные на приближение мяча к щиту соперника, создание благоприятных условий для завершающей атаки, на непосредственное проведение этой атаки и обеспечение возможности борьбы за отскок. Тактика нападения даёт возможность команде в зависимости от конкретного соперника и в различные моменты состязания выбирать и использовать наиболее целесообразные средства, способы, формы ведения планомерной атаки.

По своему характеру все действия нападения подразделяют на индивидуальные и коллективные.

    Индивидуальные действия подразделяются на действия игрока без мяча и действия игрока с мячом. В свою очередь действия игрока без мяча делятся на выход для получения мяча и выход для отвлечения мяча. А действия игрока с мячом  - на розыгрыш мяча и атаки корзины.

В соответствии с классификацией тактики коллективные действия подразделяются на групповые и командные.

Групповые действия включают:

- взаимодействия двух и взаимодействия трех игроков.

- Взаимодействия двух игроков - передай мяч и выходи, заслон, наведение, пересечение.

- Взаимодействие трёх игроков - треугольник, тройка, малая восьмёрка, скрестный выход, сдвоенный заслон, наведение на двух игроков.

Командные действия делятся на стремительное и позиционное нападение. Стремительное нападение - это система быстрого прорыва и система эшелонированного прорыва.

Позиционное нападение - это система нападения через центрового (1-2-3-х) и система нападения без центрового.

 Тактика защиты.

Тактические действия в защите подразделяются на индивидуальные, групповые и командные действия:

Индивидуальные действия предполагают:

- своевременное переключение от нападения к защите,

- противодействия игроку без мяча, стремящемуся получить мяч, а так же игроку с мячом и его попыткам передать, вести или бросить мяч в корзину.

- Борьба заслоном (выход на вершину заслона, проскальзывание, обход).

- Выбор места и способа единоборства защитника.

- Ситуации: 1 защитник - 2 нападающих; 1 защитник - 3 нападающих, и т.д.

Групповые действия это:

- согласованные действия 2-3-4 игроков команды, в перемещениях по всей площадке или на своей стороне,

-  подстраховка,

- «ловушки»,

- смена игроков.

- Ситуации: 2 защитника - 3 нападающих; 3 защитника - 4 нападающих; 4 защитника - 5 нападающих.

- Взаимодействие двух игроков (подстраховка, переключение, проскальзывание, групповой отбор мяча).

- Взаимодействие трёх игроков (против тройки, против малой восьмёрки, против скрестного выхода, против сдвоенного заслона, против наведения на двух).

Командные действия делятся на концентрированную и рассредоточенную защиту. Концентрированная защита включает:

- систему личной защиты,

- систему зонной защиты,

- систему смешанной защиты.

Рассредоточенная защита включает:

-  систему личного прессинга,

- систему зонного прессинга,

- систему смешанной защиты. 

Теоретические сведения раздела «Тактическая подготовка».

1. Общие сведения об основных тактических приёмах и  игры в нападении (индивидуальные и коллективные)

2. Общие сведения об основных тактических приёмах игры в защите (индивидуальные и коллективные)

Особенности организации обучения в группах

В разделе общефизической подготовки акцент делается на развитие скоростно-силовых качеств и сложной координации.

В освоении технико-тактических действий,  предпочтение отдаётся  обучению индивидуальным и групповым действиям.

Важно научить воспитанников выделять в двигательном действии закономерности решения задач и уверенно решать их в стандартных условиях.  На данном этапе происходит ознакомление с основными игровыми ролями (защитник, нападающий, центровой).

Формы педагогического контроля: тестирование, наблюдения.

Раздел V. Игровая подготовка

Игровая подготовка включает учебные игры, спортивные игры, эстафеты.  В тренировочный процесс включаются игры с элементами баскетбола:

- игры для обучения и совершенствования ведения мяча;

- игры для обучения и совершенствования передач (ловли) мяча;

- игры для совершенствования бросков мяча в корзину;

- игры с применением более одного технического элемента баскетбола.

Формы педагогического контроля: наблюдения.

 Раздел VI.  Инструкторская практика.

 Инструкторская и судей¬ская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся  осваивают некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.

По учебной работе учащиеся осваивают  следующие навыки и уме¬ния:

1.     Построить группу и подать основные команды на месте и в движении.

2.     Составить конспект и провести разминку в группе.

3.     Определить и исправить ошибки в выполнении приемов у игроков по команде.

4.     Провести учебное занятие в младших группах под наблюдением педагога.

5.     Составить конспект занятия и провести занятие с группой.

Формы педагогического контроля:  наблюдения.

 Раздел VII. Соревнования

При подготовке баскетболистов по программе «Здрайверы» предусматривается проведение соревнований:

1.  Внутригрупповые

Проводятся по общей физической подготовке, по подвижным и спортивным играм, по учебным играм по баскетболу.

2.   Межгрупповые

Проводятся между группами в виде соревнований по общей физической подготовке между группами.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу учебного года учащиеся:

1.           Приобретают основы теоретических знаний по всем разделам теоретической подготовки.

2.           Осваивают основные средства ОФП.

3.           Играют по упрощённым правилам в ручной мяч и футбол.

4.           Осваивают основные приёмы игры в баскетбол (перемещения, ведение мяча, передачи обманные движения, броски в кольцо различными способами).

5.           Умеют ориентироваться в действиях с партнёрами и соперниками.

6.           Применяют в игровой ситуации изученные способы  ведения, передач, бросков мяча.

7.           Осваивают основы коллективной игры (взаимодействие двух и более игроков).

8.           Ориентируются при  розыгрыше соперниками стандартной ситуации.

9.            Осваивают основы судейской и инструкторской практики.

10.       Участвуют во внутригрупповых и межгрупповых соревнованиях.

11.       Повышается уровень функциональной подготовки.

Педагогический контроль.

Важнейшей функцией управления педагогическим процессом является контроль, определяющий эффективность учебной работы   на всём её протяжении. Применяются следующие виды и формы  контроля:

- предварительный контроль (оценка уровня развития физических качеств), осуществляется педагогом в форме тестирования (сентябрь-октябрь)

 - промежуточный контроль (за уровнем освоения основных умений и навыков) проводится один раз в полугодие в форме тестирования (декабрь)

 - итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме  выполнения контрольных упражнений (тестирование) по общей физической подготовке, уровню освоения навыков баскетбола, а также теоретических знаний.

  - текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала, физической подготовленности и состояния здоровья) осуществляется педагогом в форме наблюдения в течение всего учебного  года.

•        Теоретическая подготовка

Выявление глубины и прочности полученных знаний раздела теоретическая подготовка осуществляется по средствам использования таких методов как опрос,  собеседование, творческое задание,

Формами проведения проверки теоретических знаний являются: зачётные и экзаменационные формы. Уровень освоения учащимися теоретических знаний определяется по 5-и бальной системе. Проводится в конце учебного года.

•         Физическая подготовка.

Контроль эффективности применяемых средств по общефизической подготовке проводятся контрольными упражнениями. Учащиеся выполняют следующие контрольные задания:

1.     бег на короткие дистанции (30,60, 100 м);

2.     бег на длинные дистанции (800- 1000,);

3.     сгибание- разгибание рук в упоре лёжа;

4.     подтягивание на высокой перекладине;

5.     поднимание туловища за 1 мин.

•        Техническая подготовка

Техническая подготовленность учащимися  проверяется контрольными упражнениями и систематическими визуальными наблюдениями за качеством выполнения упражнения.

Формой контроля технической подготовленности баскетбола является педагогическое тестирование, которое проводится в середине и конце учебного года.

Используются следующие тестовые задания:

промежуточная аттестация (декабрь)

1.     Перемещение 5 х 6 раз (лицом, правым боком, спиной; лицом левым боком, спиной);

2.     Броски с точек (дистанционные - 20 бросков). Оценивается  процент попадания;

3.     Штрафные броски. (16 бросков). Оценивается процент попадания.

        итоговая аттестация (май)

1.  Перемещение 5 х 6 раз (лицом, правым боком, спиной; лицом левым боком, спиной);

2.  Броски с точек (дистанционные - 20 бросков). Оценивается  процент попадания;

3. Штрафные броски. (16 бросков). Оценивается процент попадания;

4.Комплексный тест (скоростное ведение.) Оценивается время выполнения и количество попаданий.

Тактическая подготовка

          Контроль освоения учащимися игровых действий заключается во вынесении оценочных суждений по выполнению учащимися действий в  нападении  и  защите с учётом выполнения игроками тех или иных  функций. Контроль проводится как на учебных занятиях, так и в соревновательной деятельности. Оценочные суждения выносятся на основании определений умений и навыков  использования  учащимися действий с мячом и без мяча в групповых и командных действиях. Для  баскетболистов (8-11 лет) главной задачей в этом разделе считается:

•  научиться правильно выбирать решение ( бросить в кольцо, делать    передачу, вести мяч);

•  правильно занимать место в защите и нападении по отношению к кольцу и соперникам (держание игрока в треугольнике, закрытая и открытая стойка в зависимости от нахождения мяча на площадке и нападающего игрока; действия игроков в быстром прорыве, в  раннем и позиционном нападении);

•  уметь переключаться от игры в защите в игру в нападении и наоборот (расположение игроков при борьбе за мяч на своём и чужом щите, блокирование игрока, борьба за отскок, выход на мяч, открывание для получения мяча).

•        уметь взаимодействовать в нападении и защите в разных количественных соотношениях игроков (2 х 2, 2 х 1, 1 х2; 3 х 3, 3 х 2, 2 х 3, 3 х 1);

•        вбрасывание мяча из-за боковой и лицевой линий (взаимодействие игроков с помощью заслона  и выхода на мяч);

•       уметь взаимодействовать в команде, как в нападении, так и в защите

(позиционное нападение: 3 х 2, 2 х 3, 1 х3 х 1; 2 х 2 х 1; 1 х 2 х 1; 1 х 4)

(защита: личная защита, зонная защита, защита личным и зонным прессингом, комбинированная защита);

•   умение игроков действовать не стандартно, спонтанно, выбирать решение

•   КПД  игрока в соревновательной деятельности (количество времени проведённого на площадке, перехваты мяча, потери, подбора на своём и чужом щите,  количество заброшенных мячей, накрывание мяча, результативные передачи).

Методом контроля является метод наблюдения в результате, которого выносятся оценочные суждения по овладению учащимся игровыми действиями (тактическими действиями) соответственно возрастной группе и периоду обучения.

Формой контроля освоения игровых действий являются внутригрупповые игры, соревнования, товарищеские встречи.

Воспитательная работа.

Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.

Специфика воспитательной работы состоит в том, что педагог может проводить ее во время учебных занятий и дополнительно.

На протяжении всей работы педагог формирует у занимаю¬щихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).

Воспитательные средства:

• личный пример и педагогическое мастерство тренера;

• высокая организация учебно-тренировочного процесса,

• атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

• дружный коллектив;

• система морального стимулирования;

Условия реализации программы.

Информационное обеспечение: дидактические и учебные материалы, DVD- записи спортивных праздников НБА (Запад- Восток), новейшие методические разработки в области баскетбола.

Материально техническое обеспечение: спортивный зал, спортивная площадка с баскетбольным оборудованием:

- баскетбольные щиты с кольцами - 2 шт;

- баскетбольные мячи                              - 15 шт;

- скакалки                                                 - 15 шт;

- жгуты, экспандеры                                - по 4 шт.                  

                     ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.     Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: Советский спорт. 2011. -100 с.

2.     Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое  пособие. /СПб. ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008г. -62 с.

3.     Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р. Яхонтов. 3-е изд., стереотипное: СПБ ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. - СПБ., Изд-во Олимп - СПб, 2007г. - 134 с.

4.     Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. - М.: Агентство «ФАИ», 1999г. - 224 с.: ил. - (серия «Спорт»)

5.     Вуден Д. Современный баскетбол: пер. с англ. - М.: ФиС, 1999г. - 256 с. с илл.

6.     Гатмен, Билл. Все о тренировке юного баскетболиста /Билл, Гатмен, Том Финнеган: пер. с англ., М.: АСТ: Астрель, 2006. - 211, [13] с.: с илл.

7.      Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. 4- издание.

8.     Методическое пособие Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. Издательский центр «Академия», 2008 г.

      

 Учебно-тематический план.

№ п\п Наименование разделов и тем             Количество часов          Форма контроля

                               теория                практика           

I              Теоретическая подготовка                                    

1             Физическая культура и спорт в России              1                             Опрос, беседа,

2             Гигиена, закаливание, режим питания.           1                            

3             Правила игры 1                            

4             Оборудование и инвентарь    1                            

                Итого часов      4                            

                Всего по разделу           4ч          

II             Общая физическая подготовка                                            

1             Выносливость                 1             1             Тестирование

2             Силовые способности                1             1            

3             Быстрота            1             1            

4             Гибкость             1             1            

5             Ловкость            1             1            

                Итого часов      5             5            

                Всего по разделу           10ч        

III            Техническая подготовка                                         

1             Техника защиты             1             2             Тестирование

наблюдения

2             Техника нападения      1             2            

                Итого часов      2             4            

                Всего по разделу           6ч          

IV           Тактическая подготовка                                          

1             Тактика защиты              1             3             Тестирование

наблюдения

2             Тактика нападения       1             3            

                Итого часов      2             6            

                Всего по разделу           8ч          

V             Игровая подготовка                                   

1             Учебная игра                   3             наблюдения

2             Спортивные игры, эстафеты                   1             Соревноват. формы

                Итого часов                      4            

                Всего по разделу           4ч          

VІ           Инструкторская практика                        1             наблюдения

                Всего по разделу           1ч          

VІІ          Соревнования                                2            

                Всего по разделу           2ч          

                Итого часов      13           20          

                Всего часов       35           

Категория: Рабочие программы по физ. культуре и другие. | Добавил: Леший (02.12.2013) | Автор: О. В. Ананьева
Просмотров: 1918 | Теги: дети 8 - 11 лет, программа, О. В. Ананьева, школа, баскетбол, доп. образование | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Категории раздела
СТУДЕНТАМ - ТОЛЬКО НА 5+ [5]
Шпаргалки для студента: работы - контрольные, курсовые, дипломные, рефераты и ВКР.
Рабочие программы по физ. культуре и другие. [18]
Рабочие программы по физ. культуры учителя О. В. Ананьевой
Спонсоры
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0