Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа
с.Андриановичи.
Утверждаю:________
Директор МКОУ СОШ с.Андриановичи
Гордеева И.Г
Приказ № 137/1 от «02» 09 2013г.
«Здрайверы»
Программа дополнительного образования детей
8-11 лет.
Срок реализации 1 год (2013г)
Разработчик : Ананьева Ольга Васильевна.
Учитель физической культуры
Андриановичи 2013 г.
Пояснительная
записка
Программа «Здрайверы» имеет физкультурно-
спортивную направленность.
Программа разработана на основе . Баскетбол: Примерная программа спортивной
подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: Советский спорт. 2013 г -100 с.
Актуальность программы в том, что она
направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и
навыков по баскетболу, а также обеспечивает организацию содержательного досуга,
укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах
познавательной деятельности и двигательной активности.
Отличительная особенность программы
«Здрайверы» в её спортивной направленности.
Программа предоставляет возможности детям, достигшим 8-11 летнего возраста, но не
получившим ранее практики занятий
баскетболом или каким-либо другим
видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к
активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику
общения в детском коллективе. Обучение
по программе «Здрайверы» стимулирует учащегося к дальнейшему совершенствованию
его физической и интеллектуальной сферы.
Новизна программы: состоит в том, что
обучение детей происходит с младшего школьного возраста, что позволяет более
улучшить тактические и технические навыки игры в баскетбол.
Целесообразность: при подготовке юных
баскетболистов по данной программе, прежде всего обеспечивается, хорошая
функциональная подготовка, обучение передвигаться по площадке различными
способами, взаимодействию всех участников игры, развивает игровое
мышление. Вырабатывает командный дух, характер и волю к победе.
Цели
образовательной программы: Обеспечение разностороннего физического развития,
укрепление здоровья учащихся, воспитание гармоничной, социально-активной
личности по средствам обучения игре в баскетбол.
Задачи:
- формирование устойчивой привычки к
систематическим занятиям;
- приобретение высокого уровня развития
необходимых двигательных навыков;
- обеспечение развития физических качеств
(выносливость, быстрота, сила, ловкость, гибкость);
-
овладение основами игры в
баскетбол;
- овладение знаниями, умениями и навыками,
необходимыми для участия в соревнованиях по баскетболу.
Срок реализации программы -1 год.
Место реализации программы: МКОУ СОШ
с.Андриановичи.
Особенности содержания программы:
Модифицированная образовательная программа
«Здрайверы» содержит ряд отличительных особенностей:
-
обучение по программе начинается с 8 лет;
-
сокращен срок обучения по программе;
-
оптимизирован возрастной диапазон;
Образовательная деятельность по программе
осуществляется по следующим разделам:
1.
Теоретическая подготовка;
2.
Физическая подготовка;
3. Техническая подготовка;
4.
Тактическая подготовка
5.
Игровая подготовка;
6.
Инструкторская практика;
7.
Соревнования;
По каждому практическому разделу программы
учащиеся получают теоретические сведения, что отражено в учебном плане.
Каждый раздел программы включает:
•
характеристику и содержание разделов программы;
•
задачи обучения
•
способы работы и методические рекомендации;
•
ожидаемые результаты
Оценка результатов прописана в главе
«Педагогический контроль».
Режим занятий
в неделю 1 раз.
Продолжительность занятий 70 минут.
Количество часов в год 35.
Основными формами учебного процесса в группах
являются:
- теоретические и групповые практические
занятия,
- соревнования, учебные, тренировочные и
товарищеские игры,
- педагогическое тестирование.
Основные методы работы с детьми: словесный,
наглядный, метод строго регламентированного упражнения, игровой,
соревновательный.
Особенностью
организации обучения является:
- переход от общеподготовительных средств к
наиболее специализированным для баскетболиста;
- планомерное прибавление вариативности
выполнения приёмов игры и широты взаимодействий с партнёрами;
- увеличение собственно соревновательных
упражнений в процессе занятий;
- постепенный переход от обучения техническим
и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и
психических возможностей;
Результатом образовательной деятельности детей
по программе «Здрайверы» являются показатели, характеризующие оздоровление и
развитие учащихся:
•
приобретение теоретических знаний, а так же основ здорового образа
жизни;
•
улучшение физических кондиций;
•
рост уровня развития физических качеств;
•
овладение основами игры в баскетбол;
•
рост личностного и социального
развития ребёнка.
Для определения эффективности
образовательного процесса применяются следующие формы педагогического контроля:
•
Теоретическая подготовка: опрос, собеседование, тест-задания.
•
Общефизическая подготовка: тестирование.
•
Освоение предметных умений и навыков:
тестирование, наблюдения.
Содержание программы.
Раздел I. Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка - обязательная часть
общей подготовки баскетболистов. Она помогает вооружить занимающихся широким
запасом сведений о системе спортивных занятий, закономерностях двигательной деятельности и содержании игры.
Теоретическая подготовка повышает сознательность и активность занимающихся, они
лучше усваивают практический материал, легче ориентируются в тех знаниях,
которыми постоянно обогащаются в процессе занятий.
Изучение теоретического материала
осуществляется в форме бесед, докладов, обзорных лекций, рефератов,
продолжительностью 15-30 минут, или на специальных теоретических занятиях,
продолжительностью 20-30 минут. Теоретические знания также приобретаются
учащимися в ходе практических занятий.
Чтобы привить интерес к углублению
теоретических знаний, целесообразно практиковать домашние задания с последующим
опросом по материалам прочитанной специальной литературы. Желательно, чтобы у
каждого занимающегося была своя спортивная библиотека.
Темы теоретической подготовки
1.
Физическая культура и спорт в России
Понятие «физическая культура». Физическая
культура как составная часть общей культуры. Значение её для укрепления
здоровья, физического развития.
2.Гигиенические требования к занимающимся
спортом.
Понятия о гигиене и санитарии. Гигиенические
требования к спортивной одежде и обуви. Значение сна, утренней гимнастики в
режиме юного спортсмена.
3.Правила игры
Костюм
игроков. Состав команды. Основные правила игры в баскетбол. Права и обязанности
игроков.
4. Оборудование и инвентарь.
Размеры площадки, баскетбольного оборудования.
Формы педагогического контроля: опрос, собеседование, тест-задания.
Раздел II. Общая физическая подготовка
Общефизическая подготовка баскетболистов
основана на применении разнообразных средств, направленных на развитие
быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости. Общая физическая подготовка
предусматривает гармоничное развитие тела подростков, укрепление опорно-двигательного
аппарата, совершенствование функций внутренних органов и систем, улучшение
координации движений и общее повышение уровня развития двигательных качеств. В
качестве основных средств, здесь применяются упражнения из различных видов
спорта, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. К ним относятся
обще развивающие, гимнастические, акробатические упражнения, ходьба на лыжах,
футбол, ручной мяч, плавание, лёгкая атлетика и д.р., а так же целенаправленные
упражнения для развития основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты,
выносливости, гибкости).
Средства физической подготовки.
•
Общеподготовительные упражнения:
Строевые упражнения.
- Шеренга, колонна, интервал, дистанция.
- Перестроения: в одну, две шеренги, в
колонну по одному, по два.
- Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды
размыкания.
- Построение, выравнивание строя, расчёт по
строю, повороты на месте.
- Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка.
- Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса.
Из различных исходных положений (в основной
стойке, на коленях, сидя, лёжа)
- сгибание и разгибание рук,
- вращения, махи,
- отведение и приведение,
- рывки одновременно обеими руками и
разновременно, во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног.
- поднимание на носки;
- сгибание ног в тазобедренных суставах;
- приседания;
- отведения;
- приведения и махи ногой в переднем, заднем
и боковом направлениях;
- выпады, пружинистые покачивания в выпаде;
- подскоки из различных исходных положений
ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т. п.);
- сгибание и разгибание ног в смешанных висах
и упорах;
- прыжки.
Упражнения для шеи и туловища.
- Наклоны, вращения, повороты головы;
- наклоны туловища, круговые вращения
туловищем, повороты туловища,
- поднимание прямых и согнутых ног в
положении лёжа на спине;
- из положения лёжа на спине переход в
положение сидя;
- смешанные упоры в положении лицом и спиной
вниз;
- угол из исходного положения лёжа, сидя и в
положении виса;
- различные сочетания этих движений.
Упражнения для развития всех групп мышц.
Могут выполняться с короткой и длинной
скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми
амортизаторами, палками.
Упражнения для развития силы.
- Упражнения с преодолением собственного
веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух
ногах.
- Преодоление веса и сопротивления партнёра.
- Переноска и перекладывание груза.
- Лазание по канату, шесту, лестнице.
- Перетягивание каната.
- Упражнения на гимнастической стенке.
- Упражнения с набивным мячом
Упражнения для развития быстроты.
- Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м.
со старта и сходу. С максимальной скоростью.
- Бег по наклонной плоскости вниз.
- Бег за лидером.
- Выполнение общеразвивающих упражнений в
максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости.
- Общеразвивающие упражнения с широкой
амплитудой движения.
- Упражнения с помощью партнёра (пассивные
наклоны, отведение ног, рук до предела, мост, шпагат).
- Упражнения с гимнастической палкой или
сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными
положениями предметов (вниз, вперёд, верх, за голову, за спину);
- Перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и
круги.
- Упражнения на гимнастической стенке,
гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости.
- Разнонаправленные движения рук и ног.
- Кувырки вперёд назад, в стороны, с места, с
разбега и с прыжка.
- Перевороты вперёд, в сторону, назад.
- Стойки на голове, руках, лопатках.
- Упражнения в равновесии на гимнастической
скамейке, бревне, равновесие при катании на коньках, спуск на лыжах с гор.
- Метание мячей в подвижную и неподвижную
цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий»:
-с перелазанием, пролезанием,
перепрыгиванием,
- кувырки, с различными перемещениями,
- переноска нескольких предметов одновременно
(четырёх баскетбольных мячей), - ловля и метание мячей,
- игра в мини-футбол, в теннис большой и
малый (настольный), волейбол и бадминтон.
Упражнения для развития общей выносливости:
- Бег равномерный и переменный 500м.
- Дозированный бег по пересечённой
местности от 3-х минут до 6 мин
Упражнения для развития скоростно-силовых
качеств:
- Прыжки в высоту через препятствия, планку,
в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах.
- Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и
др.), «чехарда». Прыжки в глубину.
- Эстафеты, комбинированные с бегом,
прыжками, метаниями.
•
Специальные упражнения:
Скоростно-силовая выносливость.
Для развития скоростно-силовой выносливости
применяются:
- упражнения
в беге, прыжках,
технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной
продолжительностью работы и отдыха.
- Игры учебные с удлиненным временем, с
заданным темпом перехода от
защиты к нападению и обратно.
- Круговая тренировка (скоростно-силовая,
специальная).
Специальная ловкость.
Используются упражнения:
- подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге,
после поворота, кувырков, падения, ловля мяча после кувырка с попаданием в
цель.
- Метание теннисного и баскетбольного мяча во
внезапно появившуюся цель.
- Броски мяча в стену, с последующей ловлей.
- Ловля мяча от стены, после поворота,
приседа, прыжка, перехода в положение сидя.
- Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с
ударом в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий.
Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение
мяча с одновременным выбиванием мяча у партнёра.
- Комбинирование упражнения, состоящие из
бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью.
Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной
постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).
-
Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча.
-
Перемещение партнёров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние
между ними 2-3 метра.
Прыжковые упражнения.
- Многократные прыжки с ноги на ногу (на
дальность при определённом количестве прыжков; на количество прыжков при
определённом отрезке от 10 до 50 м.). - Прыжки на одной ноге, на месте и в
движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги.
- Прыжки в сторону (одиночные и сериями) на
месте через «канавку» и продвигаясь вперёд, назад.
- Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты
на голенях, набивные мячи, гантели).
Быстрота и ловкость.
- Ускорения, рывки из различных положений
(сидя, стоя, лёжа) лицом, боком и спиной вперёд.
- Бег с максимальной частотой шагов, на месте
и перемещаясь.
- Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам:
вдогонку за партнёром, в соревновании с партнёром за овладение мячом, за
летящим мячом с задачей поймать его.
- Бег за лидером без смены и со сменой
направления (зигзагом, лицом и спиной вперёд, челночный бег, с поворотом).
- Бег на короткие отрезки с прыжками в конце,
середине, начале дистанции.
Специальные упражнения.
- Сгибание и разгибание рук в лучезапястных
суставах, и круговые движения кистями.
- Отталкивание от стены ладонями и пальцами
одновременно и попеременно правой и левой рукой.
- Передвижения в упоре на руках по кругу
(вправо и влево), носки ног на месте.
- Передвижения на руках в упоре лёжа, ноги за
голеностопные суставы удерживает партнёр. Из упора лёжа «подпрыгнуть»,
одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками.
- Упражнения для кистей рук с гантелями,
кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание).
- Поднимание и опускание, отведение и
приведение рук с гантелями в положении лёжа на спине на скамейке.
- Метание мячей различного веса и объёма
(теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча
весом 1-5 кг.) на точность, дальность, быстроту.
- Удары по летящему мячу (волейбольному и
баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку,
через верёвочку на точность попадания в цель).
- Броски мячей через волейбольную сетку,
через верёвочку на точность попадания. Падение на руки вперёд, в стороны с
места и с прыжка.
- Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о
гимнастическую скамейку.
- Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика
на точность попадания, в мишени на полу
и на стене, в ворота.
Формы педагогического контроля: тестирование.
Раздел III. Техническая подготовка
Баскетбол располагает разнообразными
техническими приёмами. Чем выше класс игры баскетболиста, тем большим
количеством технических приёмов он владеет и тем свободнее использует их в
матче. Причём применяет он эти приёмы не по отдельности, а в различных сочетаниях,
в зависимости от игровой обстановки. Кроме того, технические приёмы игроку чаще
всего приходится выполнять на большой скорости, молниеносно.
Овладевать техническими приёмами нужно с
самого раннего возраста и в сочетании с элементами тактики.
Техническая подготовка баскетболистов
включает: технику нападения и технику защиты.
Техника нападения.
Процесс обучения технике нападения включает
действия баскетболиста без мяча (техника передвижений) и действия с мячом
(техника владения мячом).
Без мяча:
- Перемещения различными способами (ходьба,
бег).
- Прыжки, остановки, обманные движения
(финты), заслоны, повороты.
С мячом:
- Бросок (с места, в движении, в прыжке одной
и двумя руками);
- передача мяча (одной, двумя, с места и в
движении);
- ведение мяча (правой, левой, на месте и в
движении);
- повороты с мячом на месте (назад, вперёд);
- обманные движения (на бросок, на передачу,
на ведение, «финты»);
- ловля (одной, двумя).
•
Техника защиты.
Включает технику передвижений и технику
овладения мячом и противодействия.
Техника передвижений включает:
-
стойки (противодействия игроку с мячом и без мяча).
- перемещения (правым, левым боком,
скользящим шагом, продвинутым шагом,
приближающим шагом, отступающим шагом.).
- бег
(бег лицом, спиной вперёд, со сменой направления).
- прыжки (с одной, с двух ног, с поворотами в
безопорном положении).
Техника овладения мячом и противодействия
включает:
-
борьбу за мяч (выбивание, вырывание, накрывание, перехват, блокирование
игрока).
- Защитные позиции, положение тела, работа
ног, рук.
Теоретические сведения раздела «Техническая
подготовка».
1.
Общие сведения об основных технических приёмах игры в нападении.
2.
Общие сведения об основных технических приёмах игры в защите.
Формы педагогического контроля: тестирование,
наблюдения. Продолжение в (ЧАСТЬ 2)
|